Домой / Дороги / «Не нужны никому». Жители Пустого Ярославля считают его родиной бездорожья

«Не нужны никому». Жители Пустого Ярославля считают его родиной бездорожья

В отличие от большого тёзки Пустой Ярославль — обычная деревушка, и находится она в самом сердце Золотого кольца. Ближайшие соседи — Суздаль и Владимир, до них всего 20 км. 

С лопатой и домкратом 

Решив доехать до Пустого Ярославля, захватите с собой лопату, обрезок доски, надёжный домкрат и крепких попутчиков в резиновых сапогах. 

Мы выехали из Владимира по тысячелетней дороге, ведущей к старинным княжеским городам Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. В Переславле можно свернуть направо и попасть в Ярославль настоящий. А вот поворот в Пустой Ярославль на древней дороге не обозначен даже стрелкой. Первые 3 км после поворота внушают оптимизм — они покрыты пусть растрескавшимся и залатанным, но асфальтом. Но этих метров не хватит даже на то, чтобы обдумать версии возникновения названия деревни. Самая распространённая — поселение было уничтожено при очередном набеге татар и стало пустым, как сожжённый ими же Ярославль. 

С кого спросят за бездорожье?

А дальше вы спускаетесь к реке, маленькой, но полноводной Колочке. Колеи на спуске к ней старательно забиты старым колотым кирпичом и досками. Так пустоярославцы пытаются сами поддерживать дорогу в проезжем состоянии. Но сил деревенских на мост через речушку уже не хватило: каждую секунду со скользких панелей вручную сделанной переправы можно было соскользнуть в воду, если бы не брёвна, заботливо привязанные к мостику проволокой. 

Но что мост, впереди самое страшное — подъём. Любая «гражданская» машина может закончить свой путь в Пустой Ярославль именно здесь, шлифуя жирную суздальскую грязь и сидя в колее. Тут же на дороге мы видели следы чьей-то борьбы за жизнь. Решили тоже не сдаваться и в гору въехали, отчаянно буксуя и думая не об особом пути России, а просто о жизни и смерти. Дальше по дороге полем опять битый кирпич и доски. Ты про себя благодаришь немногочисленных деревенских за то, что они хотя бы пытаются. А себя проклинаешь — зачем ты сюда вообще поехал. Как позже рассказали пустоярославцы, чтобы засыпать дорогу, пришлось разобрать на лом один старый дом. Выходит, что, пока мы ехали, под шинами автомобиля хрустело чьё-то бывшее жилище. 

Здесь, в 20 км от Владимира, в XXI веке знают множество способов, как подольше растянуть запас продуктов и отогреть на водяном пару чёрствый хлеб к обеду. За припасами в цивилизацию отправляют гонца. А что делать, если у кого-то из жителей деревни вдруг будет плохо с сердцем? Люди лишь пожимают плечами: «Не нужны мы никому». Разговаривают с нами, журналистами, охотно, но фамилий своих не называют, только имена, фотографироваться отказываются. Что их деревню называют столицей бездорожья, знают и с этой бедой борются сами, как могут. Но даже самые оптимистичные, думавшие, что участки в 20 км от областного центра, быстро окупят себя, бросили затею строительства домов.

«Сегодня же у вас выборы губернатора, второй тур. Вы голосовали?» — интересуемся у пустоярославцев вечером 23 сентября. Искренний ответ жителя не пропустит ни одна цензура…

Кстати

Общая протяжённость дорог местного значения во Владимирской области на конец 2017 года, по данным Росстата, — 9,5 тыс. км. В 2016 и 2017 гг. в регионе построили по 11,75 км дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием до сельских населённых ­пунктов.

В планах на 2018 год (по ним ещё не отчитались) — 48,5 км дорог в разных районах области. Дороги на Пустой Ярославль в них не значится.

Джиперов мало

«Вы как сюда добрались?» — этим вопросом на улице Ручейной нас встретила пожилая семейная пара, сидевшая на лавочке у своего дома. Под окнами скучала в ожидании вечернего ралли их отечественная «Нива». При разговоре о дороге представляться и фотографироваться не захотели: «Уже и не знаем, чего после этого от чиновников ждать!»

«Жить круглый год здесь не получается, так как нет дороги. А дорогу к нам строить не хотят, потому что тут постоянно никто не живёт. Замкнутый круг выходит!» — возмущается хозяйка.

«Пустой Ярославль — деревня джиперов. Тут даже старик вроде меня вынужден рулить «Нивой» или УАЗом, чтобы выжить», — добавляет её супруг. 

К сожалению, джиперов не нашлось среди водителей скорой помощи и шофёров автолавок. Жители Пустого Ярославля даже в «высокий» дачный сезон остаются без продуктов и медпомощи. Вся надежда только на себя.

А между тем ещё полтора года назад, весной 2017 г., районный суд поддержал требование граждан и обязал администрацию Суздальского района построить автомобильную дорогу до Пустого Ярославля «в соответствии с требованиями ГОСТа», то есть «с гравийным покрытием или асфальтной крошкой».

«Люди есть, а села нет». Как пять человек пытаются возродить старую деревню

«Лучше бы засыпали гравием самые разбитые 3 километра и следили за грейдером! Хотя какая разница — полтора года почти прошло, а дороги как не было, так и нет!» — кипятится по поводу решения суда пожилой дядя Коля с улицы Ручейной.  

«Может, президенту написать?» — спрашиваем. 

«Пустые хлопоты. Осень пришла — надо ещё в колеи кирпича подсыпать», — отмахиваются жители.

Бездорожье на обратном пути заняло чуть меньше часа. Нормальная скорость передвижения экскурсионных групп по залам музеев Золотого кольца. 

Мнение эксперта

— О бездорожье в Пустом Ярославле и близлежащих деревнях Фомицино и Петраково знаю не понаслышке, — говорит замглавы администрации Суздальского района  Владимирской области Александр Авсеенок. — Недавно построили дорогу к деревне Бабарино. 4,5 км дороги обошлись в 146 млн руб. Для сравнения: годовой бюджет района — 800 млн. Ситуация в Пустом Ярославле сложнее. Главное — решить земельный вопрос: там земли хоть и заброшенные, но у них сельхозназначение. Вернуть их в собственность муниципалитета практически невозможно. А без этого строительство дороги начинать нельзя. Поэтому мы планируем ко второй половине 2019 года пройти сложную и далеко не бесплатную процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В 2020 году закажем проект планировки дороги. А в 2021-2022 годах попытаемся её построить. 

Источник

Про admin

Проверьте также

Установлены все опоры железнодорожной части Крымского моста

Работы по сооружению опор железнодорожной части Крымского моста завершены, заявил председатель совета директоров «Стройгазмонтажа» Аркадий …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.